Подпишись на новости

 
ВКонтакте Одноклассники Facebook Telegram

.К читателю

Наш юный читатель! Ты открываешь книгу сказок народностей Крайнего Севера. Все эти маленькие народы живут в тайге и тундре, по берегам могучих сибирских рек и на побережье суровых северных морей. У этих древних обитателей Сибири и советского Дальнего Востока своя история. В их быте и национальной культуре есть много общего, но при первом же знакомстве можно заметить немало отличий.

Нанайцы и нивхи — исконные амурские рыбаки — живут в деревянных или глинобитных домиках — фанзах. В дореволюционные годы единственным их транспортом были собачьи упряжки да лодочки-оморочки. Ездят на собаках нанайцы, а также нивхи, эскимосы, чукчи и теперь. А вот таймырские и архангельские ненцы, нганасаны, энцы передвигаются по тундре на оленьих упряжках.

В старые, дореволюционные, годы все народности Крайнего Севера жили изолированно, в отрыве от всех благ цивилизации. Их дети не учились в школах, не было у них и своей письменности. Не строили для них больниц. Охотники, зверобои и рыболовы большую часть своих доходов принуждены были отдавать в царскую казну и купцам, которые обманывали и спаивали их. Но всё это ушло в прошлое и стало историей.

Нет теперь на нашем Севере забитых и обездоленных народностей.

По радио и телевидению выступает артист Кола Вельды. Он сын маленького нанайского народа. Поёт Вельды песню «А олени лучше». Один из сородичей Кола Бельды — Иннокентий Оненко — закончил Ленинградскую консерваторию; другой его земляк — Григорий Ходжер — стал писателем, он написал книги: «Эморон-озеро», «Чайки собираются над морем» и другие.

Ещё один Оненко, Сулунгу Николаевич, — крупный учёный и работает в Академии наук, а однофамилец Кола Бельды — Андрей Бельды — талантливый живописец, он закончил Академию художеств в Ленинграде. Вот каких замечательных людей воспитал нанайский народ при Советской власти! И не только нанайский народ.

На Подкаменной и Нижней Тунгусках я встречал много врачей, медицинских сестёр, зоотехников. Все они были эвенки. О прошлой и настоящей жизни эвенкийского народа написал книги учёный Василий Николаевич Увачан. Эвенкийские охотники и оленеводы избрали В. Н. Увачана депутатом в Верховный Совет СССР. Ненец, инженер Пётр Лаптандер, ведёт поисковую партию по архангельской тундре, а мансийский учёный Геннадий Бардин занимается научными исследованиями в Антарктиде. Чукотка гордится своим писателем Юрием Рытхэу.

Так стали по-новому жить равноправные члены единой советской семьи народов СССР — обитатели Крайнего Севера.


Северные народы с давних времён, как могли, украшали свою тяжёлую суровую жизнь. Искусство их богато, причудливо и разнообразно.

Меховую одежду и обувь они расшивали красивыми узорами из кусочков меха, ярких лоскутков сукна, жильных ниток и бисера. Гарпуны, копья, рукоятки ножей покрывали сложной резьбой.

В часы досуга северяне любили повеселиться. В танцах и плясках чаще всего отражался труд охотника и рыболова.

Чукчи и эскимосы устраивали спортивные состязания. У манси и хантов удачная охота на медведя сопровождалась целым обрядом — представлением с переодеваниями и танцами. Эвенки и эвены в весеннюю пору, когда охотники добывали бархатистые рога — панты — изюбря, собирались у таёжной речки и водили хороводы, исполняя национальную пляску «Одера».

У всех народностей Севера есть свои талантливые певцы и сказители. В старые, дореволюционные, годы обитатели чумов, юрт, фанз, яранг были неграмотными, у них не было своей литературы. Вот почему у них так широко бытовал фольклор, и особенно сказки. В старом, традиционном фольклоре северных народностей отразились думы и чаяния людей о счастливой жизни. У каждого народа, живущего в тайге и тундре, есть свои национальные песни, сказки, предания. Особенно широко бытуют у северян сказки. Есть сказки о животных. Основными персонажами в них выступают лиса, медведь, волк. У чукчей, коряков, эскимосов, ительменов — ворон. Есть сказки и сказания о древних богатырях. Богатыри эти сражаются на земле и в «Верхнем мире». Иногда герои сказок попадают на Солнце, на Луну. Некоторые богатырские волшебные сказки северян перекликаются с мотивами русских сказок, но в большинстве своём они очень своеобразны.

Одни северные сказки совсем короткие. Но есть и очень длинные; их исполняют по нескольку вечеров подряд.

В сказках отразились древние представления людей — вера в шаманов, добрых и злых духов, вера в существование трёх миров — «Верхнего», «Среднего», и «Нижнего». Постоянные занятия охотой, рыболовством, близость к природе обусловили и особенности художественного мышления создателей древнего фольклора. Поэтому с такой лёгкостью герои сказок и сказаний сами оборачиваются кем хотят, чаще всего птицами или зверями, или превращают вещи во что угодно. В этом сборнике много таких сказок, например: «Журавлиное перо», «Сказание про богатыря Вищ-Отыра», «Деревянные невесты» или «Куйкынняку ворон».

Теперь на Севере нет шаманов, никто уже не верит в духов и в различные чудеса. Но старые сказки, создававшиеся народами в течение тысячелетий, дороги людям как памятники национального искусства.

При переводе северных сказок на русский язык встречаются трудности, потому что строй языков народностей Севера значительно отличается от русского. Ленинградские литераторы Н. Гессе и З. Задунайская давно уже интересуются фольклором северных народностей. Они удачно отобрали тексты сказок, записанные в районах Севера, и пересказали их, сохраняя основной строй оригинала.


Искать на сайте:
Благодарность
Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.
Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.